Главная » ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ

 Живописец Питер Брейгель Старший – Брейгель Мужицкий в 1559 году создаёт нечто вроде Деревни пословиц .
 

Смотреть в увеличении - https://artsandculture.google.com/asset/the-dutch-proverbs-pieter-bruegel-the-elder

Эта картина так и называется – «Нидерландские пословицы». Само полотно небольшое, 117 на 164 см. И в таком малом пространстве художник сумел разместить более сотни сюжетов-миниатюр! Давайте  рассмотрим эти  удивительные и полные скрытого смысла сюжеты.

$LAST_NEWS$

1. “Крыша крыта пирогами” (высшая степень изобилия, рай дураков, «Как сыр в масле кататься»).

2. “Жениться под метлой” (брачная церемония, не имеющая законной силы; жить во грехе под одной крышей постыдно).

3. “Выставить метлу из дома” (хозяев нет дома; «Кошка в гости - мышкам праздник», веселиться в отсутствии хозяина).

4. “Он смотрит сквозь пальцы” (попустительство, не обращать внимание на нечто предосудительное).

5. “Вывесить нож” (бросить вызов, опасность, угрожающая ситуация).

6. “Стоять, как деревянные башмаки” (ожидание, ждать понапрасну).

7. “Водить друг друга за нос” (обманывать друг друга).

8. “Кости брошены” (решение принято).

9. “Дуракам достаются лучшие карты” («дуракам везёт»).

10. “Как карта ляжет” (будь что будет, полагаться на случай).

11. “Гадить на мир” (презирать всех).

12. “Мир вверх ногами” (все шиворот-навыворот; «мир наоборот», не так, как должно бы быть).

13. “Смотреть на мир через раствор ножниц” (расхищать, зарабатывать деньги нечестным образом).

14. “Оставлять в гнезде хотя бы одно яйцо” (откладывать на худшие времена, «Хранить на черный день», оставлять что-то в резерве).

15. “Зубная боль позади ушей” (симулировать, вызывать к себе жалость).

16. “Мочиться на луну” (совершать необдуманный поступок, тратить время на бесполезные устремления).

17. “У него в крыше дыра” (он простак, недалёкий человек).

18. “Для ветхой кровли нужно много заплаток” (старые вещи требуют ремонта).

19. “И в крыше есть обрешётка (щели) ” («У стен есть уши»).

20. “Вывесить ночной горшок” (действовать напоказ).

21. “Брить дурака без мыла” (одурачить кого-нибудь).

22. “Растёт из окна” (этого не скроешь; «Тайное становится явным», больше не является секретом).

23. “Один капюшон на двоих” (нет собственного суждения, думать чужой головой, глупость нуждается в компании).

24. “Посылать одну стрелу за другой” (делать что-то бессмысленное, неразумно расходовать все средства сразу, не оставлять резервов).

25. “Может даже чёрта привязать к подушке” (упрямство победит кого угодно, справляться с любыми обстоятельствами).

26. “Кусать колонну” (быть религиозным лицемером, ханжой).

27. “Нести в одной руке огонь, в другой – воду” (от человека можно ожидать чего угодно, непостоянство, двуличность).

28. “Напялить крышку на голову” (снять с себя ответственность, притвориться простаком, хитрить).

29. “Рыба гниёт с головы” (какова власть – таков и народ).

30. “Сидеть в золе между двух стульев” (проявлять нерешительность в каком-то деле, упустить возможность; потерпеть неудачу из-за нерешительности; за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь).

31. “Что может сделать дым железу?” (нет смысла слабыми силами пытаться изменить существующий порядок).

32. “Упало веретено” (результат не оправдал ожидания).

33. “Найти собаку в горшке” (неприятности ни за что, ни про что; спохватиться слишком поздно; «Пусти козла в огород»).

34. “Из этой бочки и свинья затычку достанет” (бесхозяйственность, оплошность, небрежность).

35. “Биться головой о стену” (упорствовать в достижении невозможного).

36. “Одеться в броню” (защищаться, быть готовым к «бою»).

37. “Повесить коту колокольчик” (распускать сплетни, делать тайное - явным).

38. “Вооружен до зубов” (готов ко всему, проявлять агрессию).

39. “Держать нож во рту” (злословить).

40. “Щупать в курице яйца” («Считать цыплят до того, как они вылупились», мечтать о том, чего ещё нет).

41. “Всегда глодать одну кость” (говорить об одном и том же, проявлять занудство).

42. “Здесь вывешены ножницы” (место, где обманут и обчистят; «обираловка»).

43. “Говорить двумя ртами” (двуличие, лживость; лицемерие).

44. “Один стрижёт овцу, другой — свинью” (явное преимущество одного над другим).

45. “Громкий крик, да мало шерсти” («Много шуму из ничего»).

46. “Сдирать шкуру при стрижке” (выгода любой ценой, «Дай ему палец, так он и руку откусит»).

47. “Кроткий как ягненок” (мириться с безвыходностью).

48. “Прясть пряжу с чужого веретена” (распускать сплетни, заканчивать работу, начатую другими).

49. “Носить дневной свет в корзине” (тратить время попусту; заниматься ерундой).

50. “Ставить свечку черту” (льстить кому-либо, желать недоброе, льстить плохому правителю или неправедной власти ради получения выгоды или поддержки).

51. “Исповедоваться чёрту” (выдавать секрет врагу).

63. “Надевать на мужа синий плащ” (изменять, обманывать, вводить в заблуждение своего мужа).

82. “Играть на скрипке у позорного столба” (привлекать внимание к своему сраму).

105. “Бежит, словно огонь в штанах горит” (стряслась беда, быть в больших заботах).

106. “Отпустить свиней с привязи” (без пригляду все идет кувырком, аналог нашего «пусти козла в огород», небрежность приводит к несчастью).

52. “Дуть в уши” («Распускать слухи», наушничать, наговаривать).

53. “Лиса и журавль угощают друг друга” (два мошенника думают о собственной выгоде; обманутый обманщик, платить той же монетой).

54. “Что проку в красивой тарелке, если она пуста?” («Золотым блюдом живот не набьешь»).

55. “Держать шумовку под боком” («снимать сливки», получать самое лучшее).

56. “Взять на заметку” (это не будет забыто; обязательно припомнить; «записать на счет»).

57. “Закапывать колодец после того, как в нём утонул телёнок” (принять меры уже после того, как случилось несчастье, «махать кулаками после драки», как мёртвому припарка).

58. “Мир вращается на его большом пальце” (все пляшут под его дудку; «Держит всех на коротком поводке»).

59. “Совать палки в колеса” (чинить препятствия).

60. “Приспособиться, согнуться под этот мир” (приходится кланяться, если желаешь преуспеть; хитрость и неразборчивость в средствах).

61. “Привязывать святому накладную бороду” (гнушаться над святостью, прикрывать обман показным благочестием, или «нет для него ничего святого»).

62. “Бросать свиньям маргаритки” (предлагать кому-то нечто такое, что тот не способен оценить; что-то, не стоящее затраченных усилий, наше «метать бисер перед свиньями»)

64. “Брюхо свиньи вспорото” (что сделано, того не воротишь).

65. “Две собаки на одну кость” (ожесточенно спорить из-за одного и того же; «кость раздора»; образ алчности).

66. “Сидеть на горящих углях” (быть в страшном нетерпении; «сидеть как на иголках»).

67. “Мудрый мужчина не мочится против ветра” (предусмотреть нюансы; не навредить себе).

68. “Нет дыма без огня” (у всего есть своя причина).

69. “Ловить рыбу из чужого невода” (получать выгоду от чужой работы).

70. “Провалиться сквозь корзину” (потерпеть фиаско).

71. “Висеть между небом и землей” (находиться в затруднительном положении).

72. “Брать куриное яйцо, оставляя гусиное” (принимать неверное решение).

73. “Зевать на печь” (переоценивать свои силы; прилагать напрасные усилия).

74. “Тянуться за двумя буханками” (разрываться от жадности).

75. “Он ищет топор” (он пытается найти повод).

76. “Черенок топора в костровище” (расточительность, неразумность).

77. “Мотыга без черенка” (нечто бесполезное).

78. “Разлитую кашу всю не соберешь” (нельзя полностью исправить последствия глупости).

79. “Тянуть, чтобы ухватить кусок подлиннее” (пытаться воспользоваться случаем, удачей, обстоятельством; каждый думает о своей выгоде).

80. “У кого есть мешочек с деньгами – у того есть сила” или “Любовь там, где висит мешочек денег” (любовь можно купить).

81. “Стоять под своим фонарем” (гордиться собой).

83. “Упасть с быка на осла” (заключить неудачную сделку; переживать плохие времена).

84. “Таскать груз за плечами” (помнить прошлые обиды; представлять ситуацию хуже, чем есть на самом деле).

85. “Любой видит сквозь дыру в дубовой доске” (ни к чему утверждать очевидное).

86. “Чесаться задом о дверь” (не соблюдать приличия, «плевать на всех»).

87. “Целовать дверное кольцо” (неискреннее, преувеличенное почтение).

88. “Ловить рыбу позади невода” (упускать возможность, напрасный труд).

89. “Большая рыба глотает малую” (сильные угнетают слабых).

90. “Скрываться от солнечных бликов на воде” (завидовать чужому успеху).

91. “Бросать деньги в воду” (расточительность; «Выбрасывать деньги на ветер»; «Спускать деньги»).

92. “Справлять нужду в одну дыру” (быть в согласии, неразлучные друзья).

93. “Висит, как очко сортира над сточной канавой” (ясное дело; это очевидно; смысл ясен).

94. “Убить двух мух одним ударом” (удачливость, изворотливость).

95. “Смотреть вслед аисту” (попусту тратить время; «считать ворон»).

96. “Узнавать птицу по оперению” («по одёжке встречают»).

97. “Держать плащ по ветру” (меняет свои взгляды в соответствии с обстоятельствами; «плыть по течению»).

98. “Бросать перья по ветру” (усилия ни к чему не приводят; бессистемность в работе).

99. “Лучшие ремни получаются из чужой кожи” (легко распоряжаться чужой собственностью).

100. “Кувшин ходит за водой, пока не разобьется” (всему есть предел).

101. “Держать скользкого угря за хвост” (выполнять трудную работу; дело, обреченное на провал).

102. “Тяжело плыть против течения” (тяжело тому, кто восстает и не хочет мириться с общепринятыми нормами; трудно противостоять общему мнению).

103. “Бросать рясу на забор” (отречься от духовного сана; бросить прежнюю профессию, не зная будущих преимуществ).

104. “Видеть, как медведи танцуют” (быть уставшим и голодным).

107. “Греться у пламени горящего дома” (ничем не гнушаться ради собственной выгоды).

108. “От трещины в стене и здание рушится” (всё начинается с малого, плохо организованное дело развалится).

109. “Легко плыть по ветру” (при хороших условиях легко добиться успеха).

110. “Следить за парусом” («Знать, куда ветер дует», быть в курсе дел; быть начеку).

111. “Кто знает - почему гуси босиком ходят…” (у всего есть своя причина; «не задавай вопросов, на которые нет ответа»).

112. “Лошадиный навоз - не фиги” (внешность обманчива).

113. “Тащить болванку” (обманутый кавалер; выкладываться в бессмысленном деле).

114. “От страха и старушка побежать сможет” (в нужде открываются неожиданные способности).

115. “Справлять нужду под виселицей” (не бояться любого наказания; быть шалопаем; ни о чём не заботиться).

116. “Вороны кружат там, где туша лежит” (обстоятельства указывают на причину).

117. “Слепой слепого ведёт” (когда невежда руководит другими, - не избежать беды).

118. “Вид церкви и колокольни вдали еще не означает окончания пути” (цель можно считать достигнутой, только полностью завершив стоящую перед собой задачу).

119. “Днём Солнце встанет – всё на свет выйдет” (тайное становится явным; любого грешника кара настигнет; ничто нельзя скрывать до бесконечности).


Владимирская икона Божией Матери, по преданию, была написана Евангелистом Лукой, т.е. несёт в себе истинный образ.

Владимирская икона Божией Матери писана, как гласит предание, на доске того стола, за которым в юности Спасителя трапезовали Иисус Христос, Дева Мария и Иосиф Обручник. Это единственная икона в России, которая дошла до наших дней в первозданности. Это не список, не копия, а подлинная святыня, прошедшая сквозь два тысячелетия.

На правой руке Божией Матери сидящий, прильнувший к ней Младенец. Богомладенец тесно прижался щекой к лицу Пресвятой Богородицы и обнимает ее за шею. Из-под покрова на голове Богородицы (мафория, или омофора) видна Его ручка. Левая ножка Спасителя чуть согнута и видна ступня (говорят "пяточка"), по которой и узнают Владимирскую икону. Левая рука на уровне груди чуть касается одеяния Спасителя. Образ Богоматери почти лишен движения: голова наклонена к Младенцу, руками Она поддерживает Иисуса Христа. Головы Богоматери и Младенца обращены друг к другу.

До 450 г. икона пребывала в Иерусалиме, до XII века – в Царьграде (Константинополе), а далее ее судьба связана с Россией. Цареградский патриарх Лука Хрисоверг отправляет святыню в Киев Юрию Владимировичу Долгорукому. Это было свидетельством признания утвердившегося на Руси христианства. Икону поставили у Днепра, в женском монастыре, в прежних владениях равноапостольной княгини Ольги – Вышгороде, который с 1155 года стал уделом князя Андрея Юрьевича Долгорукого. И был в том великий промысел Господа. Князь Андрей, как гласит летопись, был преданным почитателем Богородицы. При нем же и свершилось чудо: однажды икона оказалась повисшей в воздухе посреди храма именно в то время, когда князь собирался ехать на север, в землю Суздальскую, где хотел независимо от Киева основать новые свои владения. Чудо с иконою он растолковал как ниспосланное свыше одобрение плана и знак обязательного участия в нем святого образа. По дороге князь постоянно служил пред иконою молебны. Во Владимире свершилось еще одно чудо – когда отряд князя собрался ехать дальше на север и покинул город, отъехав верст десять, лошади стали. Не помогли ни понукания, ни кнут. Лошадей заменили. Но и новая упряжка стояла, будто вкопанная в землю. Князь Андрей растолковал это чудо, как волю Богоматери – остаться в городе Владимире и заложить собор для святыни. На ее оклад, согласно преданию, князь отдал больше 30 гривен золота, кроме серебра, драгоценных камней и жемчуга. Великолепный храм был сооружен лишь за два года, в 1160 году его освятили, а на икону Богородицы возложили великолепную ризу с драгоценностями. С той поры стали на Руси называть эту икону Владимирской.

Чудный образ Богоматери принадлежал к тому типу икон, которые назывались "Елеус", а на Руси это слово перевели как "Умиление". И закрепилось за подобным типом композиции название Богоматерь "Умиление". Эта икона стала национальной святыней земли русской. Икона помогла русским одолеть волжских болгар. В сражение повел воинов князь Андрей Боголюбский (1164 г.) со словами: "Всяк уповай на Тя, Владычице, не погибнет". И русские победили. Свершилось знамение – сошедший с иконы и Креста Господня чудный свет озарил всю местность. Это божественное озарение видел греческий император Мануил, воевавший с сарацинами в совершенно ином месте – за тысячу верст. И он разбил врага, после чего Андрей Боголюбский и греческий император договорились праздновать 1 августа, утвердив празднику название – "Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня".

Летопись вещает нам, что по Владимирской земле прокатилась большая смута. Бояре убили князя Андрея Боголюбского, во Владимире начались грабежи и разбой. Племянники князя Ярополк и Мстислав, присвоившие власть и богатства, решили отдать великую святыню рязанскому князю Глебу. Владимирцы прогнали новоявленных властителей со своей земли, те побросали оружие и позорно бежали. Икона вернулась в свой храм. В 1185 году Владимирский собор сгорел, но икона уцелела. В 1237 году городу Владимиру учинил страшное разорение хан Батый. Летопись повествует об убийствах стариков, детей и женщин, святотатстве орды – степные басурманы въезжали в храмы на лошадях и крушили иконы. Даже после такого разбоя икона Богоматери уцелела.

Наступил 1380 год. Димитрий Донской собрал войско и одержал знаменательную победу над Мамаем, а Владимирская икона Богоматери была божественной вдохновительницей победы. С этого события начинается новый период в жизни святыни.

В 1395 году, когда Тамерлан, разорив Рязань, направился к Москве, уничтожая и опустошая все вокруг, решено было перенести в Москву Владимирскую икону. Московский митрополит Киприан с духовенством, княжеская семья и народ встретили икону за городом, на Кучковом поле, и торжественно перенесли в Успенский собор Кремля (это событие празднуется 26 августа). Тамерлан, простояв с войском две недели на одном месте, внезапно устрашился, повернул на юг и вышел из московских пределов: «Бежал гонимый силою Пресвятой Девы».

Икону во Владимир так и не вернули, оставили в Москве. С тех пор неоднократно великая святыня – Владимирская икона – спасала российскую столицу от бед и вражеских нашествий. В 1451 году к Москве подошло войско ногайского хана с царевичем Мазовшей. Татары подожгли московские посады, но город так и не был захвачен. Святитель Иона во время пожара совершал крестные ходы по стенам города. Воины и ополченцы бились с неприятелем до ночи. Малочисленное войско великого князя в это время находилось слишком далеко, чтобы помочь осаждаемым. На следующее утро, как повествуют летописцы, врагов у стен Москвы не оказалось. Они услышали необычайный шум, решив, что это идет великий князь с огромным войском, и отступили. Сам же князь после ухода татар плакал перед заступницей – иконой Владимирской.

Третье заступничество Богоматери за Русь было в 1480 году. Это было хрестоматийное «великое стояние на Угре». Иван III отказался платить дань орде, и на Русь были посланы полки хана Ахмата. Встреча с русскими войсками произошла на берегу реки Угры. Войска стояли на разных берегах и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери.

Происходили стычки, даже небольшие сражения, но войска так и не двигались друг на друга. Наше войско отошло от реки, давая возможность ордынским полкам начать переправу. Но отошли и ордынские войска. Русские воины остановились. А татары отступление продолжили и вдруг помчались без оглядки. Бросая оружие, теряя обозы, – свершилась нежданная победа Заступницы над бесчисленною ордою… В честь этого события празднование иконе совершается 23 июня.

Пред прославленным образом приносили присягу на верность России, пред ним молились, выступая в военные походы, пред ним совершали избрание всероссийских митрополитов, а впоследствии и патриархов.

В последний раз икона покидала Москву в 1812 году - на несколько месяцев ее перенесли во Владимир и Муром, но вскоре она снова вернулась в Успенский собор. Знаменательно, что победа при Бородине была одержана именно 26 августа, в день празднования иконы Богоматери Владимирской. С тех пор икона уже не покидала стен Успенского собора вплоть до передачи ее в собрание Государственной Третьяковской галереи в 1928 году.

В последние столетия присутствия Владимирской в Успенском соборе она находилась в алтаре храма, ее выносили только в честь значительных событий, таких, как коронация императора. В иконостасе храма ее место занимал список "в меру и подобие", который и сейчас можно увидеть в Успенском соборе.

15 декабря 1999 г. Владимирская икона Божией Матери была окончательно передана Государственной Третьяковской галереей в находящийся при ней храм святителя Николая в Толмачах, с тех пор она постоянно находится в экспозиции храма-музея. Для сохранения иконы в храме были созданы особые условия - изготовлен специальный киот, защищающий святыню от внешних воздействий, в помещении храма поддерживается ровный климат, способствующий защите находящихся в нем святынь. За состоянием иконы следят сотрудники музея.


 


Нажмите на картину ниже для детального просмотра.

«Та́йная ве́черя» (итал. Il Cenacolo или L’Ultima Cena) — монументальная роспись работы Леонардо да Винчи , изображающая сцену последней трапезы Христа  со своими учениками. Создана в 1495—1498 годы в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Церковь Санта-Мария-делле-Грацие, расположена на одноименной площади Милана.  Размеры изображения — примерно 460×880 см, оно находится в трапезной монастыря, на задней стене. Как утверждают историки, художник специально изобразил на картине точно такие же стол и посуду, какие были на тот момент в церкви. Этим он пытался показать, что Иисус и Иуда (добро и зло) гораздо ближе к людям, чем кажется.

Тема является традиционной для такого рода помещений. Противоположная стена трапезной покрыта фреской другого мастера; к ней приложил свою руку и Леонардо.

Заказ на написание произведения живописец получил от своего патрона — миланского герцога Людовико Сфорца в 1495 году. Правитель славился распутной жизнью и с юных лет был окружен юными вакханками. Ситуацию нисколько не меняло наличие у герцога прекрасной и скромной жены Беатриче д’Эсте, которая искренне любила супруга и в силу своего кроткого нрава не могла перечить его образу жизни. Надо признать, что Людовико Сфорца искренне почитал свою жену и был по-своему к ней привязан. Но истинную силу любви распутный герцог ощутил только в момент скоропостижной кончины своей супруги. Скорбь мужчины была столь велика, что он на 15 дней не покидал своей комнаты. А когда вышел, то первым делом заказал Леонардо да Винчи фреску, о которой некогда просила его покойная супруга, и навсегда прекратил все развлечения при дворе. Гербом Сфорца расписаны люнеты над росписью, образованные потолком с тремя арками. Роспись была начата в 1495 году и завершена в 1498 году; работа шла с перерывами. Дата начала работы не является точной, поскольку «архивы монастыря были уничтожены, и ничтожная часть документов, которыми мы располагаем, датируется 1497 годом, когда роспись была почти закончена».

Известно о существовании трех ранних копий росписи, предположительно авторства помощника Леонардо.

Роспись стала вехой в истории Ренессанса: правильно воспроизведенная глубина перспективы изменила направление развития живописи Запада.

Леонардо писал «Тайную вечерю» на сухой стене, а не на влажной штукатурке, поэтому роспись не является фреской в истинном значении слова. Фреску нельзя изменять во время работы, и Леонардо решил покрыть каменную стену слоем смолы, габса и мастики, а затем писать по этому слою темперой.

Многие ценители творчества художника сошлись во мнении, что лучше всего «Тайную вечерю» можно рассмотреть, если отойти на 9 метров в сторону и приподняться 3,5 метров вверх. Яичная темпра, которой пользовался Леонардо при написании картины, впоследствии сослужила дурную службу, начав разрушаться всего через 20 лет после написания картины.

Считается, что на работе изображен момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его («и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня»), и реакция каждого из них.

Как и на других изображениях тайной вечери того времени, Леонардо располагает сидящих за столом на одной его стороне, чтобы зритель видел их лица. Большинство предыдущих произведений на эту тему исключали Иуду, помещая его одного за часть стола, противоположную той, за которой сидели остальные одиннадцать апостолов и Иисус, или изображая с нимбом всех апостолов, кроме Иуды. Иуда сжимает в руке небольшой мешочек, возможно, обозначающий серебро, полученное им за предательство Иисуса, или являющийся намеком на его роль среди двенадцати апостолов в качестве казначея. Он единственный поставил локоть на стол. Нож в руке Петра, указывающий в сторону от Христа, возможно, отсылает зрителя к сцене в Гефсиманском саду во время задержания Христа.

Жест Иисуса может интерпретироваться двояко. Согласно Библии, Иисус предсказывает, что его предатель протянет руку к еде одновременно с ним. Иуда тянется к блюду, не замечая, что Иисус тоже протягивает к нему правую руку. В то же время Иисус указывает на хлеб и вино, что символизирует безгрешное тело и пролитую кровь соответственно.

Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание зрителя обращено, прежде всего, на него. Голова Иисуса находится в исчезающей точке для всех линий перспективы.

Роспись содержит неоднократные отсылки к числу три:

  • апостолы сидят группами по три человека;
  • позади Иисуса — три окна;
  • контуры фигуры Христа напоминают треугольник.

Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идёт слева, как и настоящий свет из окна на левой стене.

Во многих местах картины проходит золотое сечение; например, там, где Иисус и находящийся справа от него Иоанн положили руки, полотно разделяется в этом соотношении.

Особенности, скрытые в произведении великого автора, и сегодня вызывают многочисленные версии и споры. Как утверждают историки, сложнее всего Леонардо да Винчи далось написание двух персонажей: Иисуса и Иуды. Художник старался сделать их воплощением добра и зла, поэтому долго не мог найти подходящих моделей. Однажды итальянец увидел в церковном хоре юного певчего – настолько одухотворенного и чистого, что сомнений не осталось: вот он – прототип Иисуса для его «Тайной вечери». Но, несмотря на то, что образ Учителя был написан, Леонардо да Винчи еще долго корректировал его, считая недостаточно совершенным.

Последним ненаписанным персонажем на картине оставался Иуда. Художник часами бродил по самым злачным местам, выискивая среди опустившихся людей модель для написания. И вот почти через 3 года ему повезло. В канаве валялся абсолютно опустившийся тип в состоянии сильного алкогольного опьянения. Художник приказал привести его в мастерскую. Мужчина почти не держался на ногах и не соображал, куда он попал. Однако, уже после того, как образ Иуды был написан, пьяница подошел к картине и признался, что уже видел ее раньше. На недоумение автора человек ответил, что три года назад он был совсем другим, вел правильный образ жизни и пел в церковном хоре. Именно тогда к нему подошел какой-то художник с предложением написать с него Христа. Так, согласно мнению историков, Иисус и Иуда были списаны с одного и того же человека в разные периоды его жизни. Это еще раз подчеркивает тот факт, что добро и зло идут так близко, что иногда грань между ними неощутима.

Личности апостолов неоднократно были предметом споров, однако, судя по надписям на копии картины, хранящейся в Лугано, это (слева направо): Варфоломей, Яков-младший, Андрей, Иуда, Петр, Иоанн, Фома, Яков-старший, Филипп, Матфей, Фаддей и Симон Зелот.

Апостолы изображены группами по три человека, расположенными вокруг сидящей в центре фигуры Христа. Группы апостолов, слева направо:

В XIX веке были найдены записные книжки Леонардо да Винчи с именами апостолов; до этого с уверенностью идентифицировали только Иуду, Петра, Иоанна и Христа.

Самым обсуждаемым секретом фрески является фигура ученика, расположившегося по правую руку от Христа. Считается, что это не кто иной, как Мария Магдалина и ее месторасположение указывает на тот факт, что она была не любовницей Иисуса, как это принято считать, а его законной женой. Этот факт подтверждает буква «М», которую образуют контуры тел пары. Якобы она означает слово «Matrimonio», которое в переводе означает «брак». Некоторые историки спорят с этим утверждением и настаивают, что на картине проглядывается подпись Леонардо да Винчи — буква «V». В пользу первого утверждения выступает упоминание о том, что Мария Магдалина омывала ноги Христу и вытирала их своими волосами. Согласно традициям, сделать это могла только законная жена. Более того, считается, что женщина на момент казни мужа была беременной и родила впоследствии дочь Сару, которая положила начало династии Меровингов.

Некоторые ученые утверждают, что необычное расположение учеников на картине не случайно. Дескать, Леонардо да Винчи разместил людей по… знакам зодиака. Согласно этой легенде, Иисус был козерогом, а его возлюбленная Мария Магдалина – девой.

Нельзя не упомянуть тот факт, что во время бомбежки во время Второй мировой войны снаряд, попавший в здание церкви, разрушил почти все, кроме стены, на которой была изображена фреска. Хотя, сами люди не только не берегли произведение, но и поступали с ним поистине варварски. В 1500 году потоп в церкви нанес картине непоправимый ущерб. Но вместо того, чтобы отреставрировать шедевр, монахи в 1566 году проделали в стене с изображением «Тайной вечери» дверь, которая «отрезала» ноги персонажам. Чуть позже над головой Спасителя повесили миланский герб. А в конце 17 века из трапезной и вовсе сделали конюшню. И без того полуразрушенная фреска покрылась навозом, а французы соревновались друг с другом: кто попадет кирпичом в голову одного из апостолов. Однако были у «Тайной вечери» и поклонники. Французский король Франциск I настолько был впечатлен произведением, что всерьез задумывался над тем, как перевезти его к себе домой.

Не менее интересны размышления историков о еде, изображенной на столе. К примеру, возле Иуды Леонардо да Винчи изобразил опрокинутую солонку (которая во все времена считалась плохой приметой), а также пустую тарелку. Но самым большим предметом для споров до сих пор является рыба на картине. Современники до сих пор не могут сойтись во мнении, что нарисовано на фреске — сельдь или угорь. Ученые считают, что эта неоднозначность не случайна. Художник специально зашифровал в картине скрытый смысл. Дело в том, что по-итальянски «угорь» произносится как «аринга». Добавляем еще одну букву, получаем совсем другое слово – «арринга» (наставление). В то же время слово «сельдь» произносится в северной Италии как «ренга», что означает в переводе «тот, кто отрицает религию». Для атеиста художника ближе второе толкование.

Кроме всего прочего, существует гипотеза, что сидящий к Христу спиной апостол Фаддей — на самом деле автопортрет самого Леонардо. И учитывая нрав художника и его атеистические взгляды, эта гипотеза более, чем вероятна.

 

Уже в 1517 году краска росписи начала отслаиваться из-за влаги. В 1556 году биограф Леонардо Вазари описал роспись как сильно разрушенную и настолько испортившуюся, что фигуры почти невозможно было узнать. В 1652 году через роспись был проделан дверной проем, позднее заложенный кирпичом; его видно до сих пор в середине основания росписи. Ранние копии дают основания считать, что ступни Иисуса были в положении, символизировавшем предстоящее распятие. В 1668 году над росписью с целью защиты повесили занавесь; вместо этого она перекрывала испарение влаги с поверхности, и, когда занавесь откидывали, она царапала отшелушивающуюся краску.

Первая реставрация была предпринята в 1726 году Микеланджело Белотти, который заполнил недостающие места масляной краской, а затем покрыл фреску лаком. Надолго этой реставрации не хватило, и другая была предпринята в 1770 году Джузеппе Мацца. Мацца счистил работу Белотти, а затем основательно переписал роспись: он переписал все лица, кроме трех, а затем вынужден был остановить работу из-за возмущения общественности. В 1796 году французские войска использовали трапезную как оружейный склад; они бросали камни в роспись и забирались на лестницы, чтобы выцарапать апостолам глаза. Затем трапезная использовалась как тюрьма. В 1821 Стефано Барецци, известный своим умением чрезвычайно аккуратно удалять фрески со стен, был приглашен для того, чтобы перенести роспись в более безопасное место; он серьёзно повредил центральную секцию, прежде чем осознал, что работа Леонардо не является фреской. Барецци предпринял попытку клеем прикрепить обратно поврежденные участки. С 1901 до 1908 Луиджи Кавенаги было впервые проведено тщательное исследование структуры росписи, а затем Кавенаги приступил к её расчистке. В 1924 году Оресте Сильвестри осуществил дальнейшую расчистку и стабилизировал некоторые части штукатуркой.

Во время Второй мировой войны, 15 августа 1943 года, трапезная подверглась бомбежке. Мешки с песком предотвратили попадание осколков бомбы в роспись, но вредное воздействие могла оказать вибрация.

В 1951—1954 годах Мауро Пелличоли выполнил ещё одну реставрацию с расчисткой и стабилизацией.

В 1970-е роспись выглядела сильно разрушенной. С 1978 по 1999 годы под руководством Пинина Брамбиллы Барчилона осуществлялся масштабный проект реставрации, целью которого была постоянная стабилизация росписи и избавление от вреда, причиненного загрязнением и неправильными реставрациями XVIII и XIX веков. Поскольку перемещение росписи в более спокойную среду представлялось непрактичным, в такую среду, запечатанную и с контролируемым климатическим режимом, была превращена сама трапезная, для чего пришлось замуровать окна. Затем для определения первоначальной формы росписи было выполнено подробное исследование с использованием инфракрасной рефлектоскопии и исследований образцов керна, а также первоначальных картонов из Королевской библиотеки Виндзорского замка. Некоторые области посчитали не подлежащими восстановлению. Их написали заново акварелью приглушённых цветов, чтобы показать, не отвлекая внимание зрителя, что они не являются оригинальной работой.

Реставрация заняла 21 год. 28 мая 1999 года роспись была открыта для просмотра. Посетители должны заказывать билеты заранее и могут провести в трапезной только 15 минут. Когда фреска была торжественно открыта, поднялись жаркие споры по поводу сильного изменения цветов, тонов и даже овалов лиц у нескольких фигур. Джеймс Бек, профессор истории искусств в Колумбийском университете и основатель ArtWatch International, особенно строго оценил работу.

http://you-journal.ru/life/art/sekrety-freski-leonardo-da-vinchi-tajnaya-vecherya

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80%D1%8F_(%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%BE_%D0%B4%D0%B0_%D0%92%D0%B8%D0%BD%D1%87%D0%B8)


Творчество Рерихов - это сумма смысла, аллегории, нравственности и эстетики - http://gallery.facets.ru/catalog.php

 


$LAST_NEWS$

Эта нетипичная для православия икона имеет два памятника. Одна икона, более ранняя, находится в Воскресенском соборе Новоиерусалимского монастыря, а другая, XVIII в, в Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге.
Икона «Лабиринт духовный» из ГМИР
 
Икона «Духовный лабиринт», находящаяся в Государственном музее истории религии, была написана московским живописцем в конце XVIII в в традиционной иконописной технике. Её размеры 54×43,9×3,1 см. Происхождение этой иконы и её бытование до поступления в музей установить не удалось.
Композицию иконы «Духовный лабиринт» условно можно обозначить как трёхчастную. Живописное поле, в обрамлении узких тёмно-коричневых полей, разделено иконописцем на три неравные горизонтальные части, обозначающие последовательно мир горний с небесным градом Иерусалимом (верхняя часть), мир земной (центральная часть) и преисподнюю с геенной огненной (нижняя часть). В центре композиции, внутри лабиринта, расположенного в центральной части иконы, на фоне вполне реалистичного пейзажа изображен смертный человек, стоящий на коленях. Над фигурой, наивно изображённой в центре лабиринта, помещена надпись: «како хочу ити путемъ».
Круглый лабиринт имеет всего один выход наверх. Вниз же, в геенну огненную, ведут несколько путей, соответствующие двенадцати грехам, подписанным под ними: зависть, клевета, убийство, блуд, пьянство, гордость, тщеславие, уныние, гнев, сребролюбие, чревобесие и объедение. Таким образом, к семи смертным грехам (гордыня, зависть, обжорство, похоть, гнев, алчность и уныние) иконописец, наставляя христианина на истинный путь, добавил ещё несколько.
В средней части иконы, посвящённой земной жизни, по двум сторонам от лабиринта помещены две сцены — смерть праведного человека и смерть грешника. В левой части душу праведника, изображённую в виде фигурки младенца, принимает ангел Божий, одетый в красные одежды. Праведник изображён как почтенный человек с окладистой бородой. Он одет в тёмно-зелёные одежды и укрыт красным одеялом. Справа от лабиринта душу умирающего грешника принимает ангел сатаны — уродливое чудище в перьях — в когтистых лапах он держит два свитка, текст на которых неразборчив. Душа грешника также представлена в виде младенца, а сам грешник — в виде безбородого мужчины.
Икона "Лабиринт Духовный" из Новоиерусалимского монастыря
Большую часть пространства этой иконы также занимает круглый лабиринт, по своей форме абсолютно совпадающий с изображенным на ранее рассмотренной иконе. Однако он имеет два выхода в Горний Иерусалим. В центре лабиринта в круге символически представлена жизнь человеческая — от рождения и до смерти. На ступенчатой пирамиде изображены мужчина и женщина, проходящие жизненный путь от детства к старости. Над каждой из ступеней указан их возраст. В этом же круге как скелет в короне и с косой изображена Смерть. Справа и слева от неё представлены начало и конец жизни человеческой.
«Лабиринт Духовный» включает 12 кругов: два выхода ведут в Царствие Небесное, а двенадцать – в ад. Икона служит неким детектором греховности: отправившись зрительно из центра в путь, вы упрётесь именно в свой главный грех. Если плохо читается, разъяснение: справа налево «Блуд», «Уныние», «Сребролюбие», «Пианство», «Тщеславие», «Гордость», «Убийство», «Гнев», «Немилосердие», «Зависть», «Оклеветание», «Объядение». Но знающие люди говорят, что проходить «Лабиринт Духовный» можно только перед исповедью (и единожды за раз). В противном случае можно впасть в прелесть или вовсе впасть в безумие.
 

 "Вавилонская башня" Питера Брейгеля

В основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая должна была, по замыслу людей, достичь вершиной неба: «Построим себе город и башню высотою до небес». Чтобы усмирить их гордыню, Бог смешал языки строителей, так что они больше не могли понимать друг друга, и рассеял их по всей земле; таким образом, реализация задуманного грандиозного плана не была завершена. Мораль сюжета — бренность всего земного и тщетность стремлений смертных сравниться с Господом.

 Смотреть с увеличением - https://artsandculture.google.com/asset/the-tower-of-babel-pieter-bruegel-the-elder