Иоан (Иван)(?) Мавродиади
- отец Аристарха Ивановича МавродиадиГреческий купец в Теленештах.
Возможно, что сведения о нём можно найти в Греции (о. Крит)
По семейной легенде, предки Мавродиади - потомки неких братьев Власто, которые путешествовали по морю, и, возможно, потерпев крушение корабля, прижились в Греции (Крит). Их фамилия в дальнейшем модифицировалась в Мавродиади, потому как, возможно, они были арабами...
В Греции имели плантации.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ
Мавродиади
Фамилия «Мавродиади» переводится по одной версии – «мавр» (или чёрный), а по другой, которую рассказывала дочь Петра Мавродиади Ольга - «чёрное солнце» или «восход чёрного солнца».
До нас дошли воспоминания о том, что Мавродиади – это потомки неких братьев Власто, которые путешествовали по морю, и, возможно, потерпев крушение корабля, обосновались на Крите. Пётр Мавродиади рассказывал об этом своему брату Георгию, а потомки Георгия донесли эту информацию до настоящего времени.
Заинтересовавшись этим вопросом, поиски вывели нас на нижеследующее:
Vlastos; (греч.: Βλαστος) - это имя древнего дворянского рода, вероятно, греческого происхождения, истоки которых корнями уходят в первый век Рима. Первые 1000 лет семейной истории мало изучены. Документированность истории этой семьи начинается на Крите в 1082 году, когда для подавления восстания из Византии послали туда двенадцать архонтов и их семьи.
Vlastos вновь появляются в Константинополе до 11-го века. Там, они были могущественными и уважаемыми. В переводе Vlastos означает "потомство", смешанные браки с представителями других известных фамилий. Только потомкам императорской семьи разрешалось иметь "герб" и Vlastos был одним из них. Герб Vlastos быглядит так: на красном цвете - три белых диска (два сверху, один – снизу), образуя треугольник.
Интересно, что символ этот является «обратной копией» символа мира Рериха, где треугольник создан из дисков красного цвета на белом фоне и один диск сверху, а два - снизу.
Многие Vlastos разрабатывали свой "герб". Один, почти 150 см в диаметре, и его можно увидеть в музее Византийской истории Ираклиона, Крит.
Среди Vlastos были "полевые командиры" (Кондотьеры), с собственной армией, обслуживающие потребности императора. Они также были представлены в Сенат.
В 1082 году (? – данные разнятся), Император Алексей I Комнин* (годы правления 1081–1118гг., что совпадает с первым крестовым походом) отдал приказ о переселении на Крит 12-ти семьям:. Фоки, Skordylis, Гавалас, Kafatos, Archoleos, Chortatzis, Moussouros, Varouchas, Melissinos, Литинес, Argyropoulos и Vlastos). Цель переселения: усиление христианского населения, защита острова от арабов и пиратов, и собирание налогов. Якобы, понадобилось 850 судов для перевозки 12 семей, своих воинов, припасов и лошадей на Крит.
Во главе семьи Vlastos были Архон и сенатор (Εντιμος και ευγενης αρχων) Manousos (род АР. 1060), сын Димитрия (род. с. 1035), с его братьями Стефанос, Симеона, Иоанна, Прокопий, и Георгиос Маринос. На Крите, хоть и планировалось поселиться в Мессара, семья поселилась в южной части города Ретимно, в районе, известном как Амари. Деревня Рустика была связана с семьёй Vlastos. Рустика (греч. Ρούστικα (п. пл.)) — деревня в муниципалитете Никифорос Фокас в городе Ретимнон на греческом острове Крит. В Рустике расположено множество святынь общеправославного значения, что привлекает поломников и туристов.
Жизнь на Крите никогда не была скучной. Через 22 года после прибытия 12-ти семей, Константинополь попал в латинские руки, и венецианцы купили остров Крит у латинского императора. Вскоре прибыли первые венецианские солдаты. Генуя также была заинтересована в управление Критом, а позже византийские императоры захотели вернуть Крит обратно. Возникали новые мятежи каждые несколько лет и Vlastos практически были вовлечены в каждый из них.
История Vlastos семьи в Венецианском Крите можно легко исследовать благодаря отличному делопроизводству венецианцев (завещания и другие документы, включенные в сохраненные протоколы нотариусов, работающих в Венецианском Крите, хранились в Венеции и ежегодно издавались на латыни или в переводе).
В 1272 году, братья Chortatzis начали восстание против Венецианского владычества, которое длилось 30 лет. Критяне становились сильнее и выигрывали. Когда стало ясно, что победа возможна, Алексей Каллергис присоединился к протесту. Венецианцы стремились заключить перемирие, и в 1299 Алексей Каллергис отправился в Венецию договориться о перемирии. Он сделал многочисленные запросы для продвижения своей семьей. Одно требование было, чтобы сократить полномочия существующих "Архонтов", чтобы завладеть их землями (феодами), лошадьми и др. Венецианцам понравилась идея, и они согласились. Земли, принадлежащие Архонтам, были сокращены в половине. Только земли Vlastos семьи были под запретом. Некоторые утверждают, что Vlastos семья была слишком мощной для любого.. В то время, Demitrios Vlastos был глава семьи, сын Иоаннис. Примерно 200 лет спустя записи показывают, что только Vlastos по-прежнему владели феодами Крита.
Еще одним значимым событием было восстание Йозефа, "Sifis" Vlastos (род. с. 1410 в Ретимно - казнен венецианцами в августе 1454) был лидером Восстания, которое имело существенную поддержку, в том числе, императора, и, вероятно, финансировалось императорской семьёй. Информация о восстании была продана Венецианцам, и все лидеры и их семьи, в том числе семья Йозефа были убиты.
В начале 17 века, турки вторглись на Крит с Запада и многие семьи, в том числе Vlastos, бежали с острова. Пара семей Vlastos оставались в Хиос (АР. 1630), другие двинулись дальше на север в Константинополь, Валахии и Молдавию.
Двести лет спустя, Vlastos эмигрирует снова. Многие Критяне переселились в Италию, США, Украину и Россию; из Хиоса мигрировали в Молдавию, Валахию, Италию, Францию, Англию и США. Молдавия и Валахия были очень популярными направлениями для многих Vlastos, большинство мигрировали из Хиоса.
Там были также некоторые Vlastos, живущие в Константинополе с 1100. В 17-м веке, якобы, Vlastos были привлечены к меховой торговле. Меха пользовались большим спросом и торговля мехом приносила привилегии. Один видный Vlastos в то время, был Chrysoskoleos, и его дом (Адрес дается как "Στο Φαναρι, τελος, στο Σταυροδρομι" (в Фанари, в конце, на перекрестке)). На той же улице находились дома многих известных семей, принцессы из Валахии и Молдавии. Chrysoskoleos был не Критского происхождения и не из Хиоса.
На протяжении многих лет семья Vlastos производила много высокообразованных людей и ученых, в областях медицины, науки, архитектуры, искусства Иконописцев, философии, а также авторы, журналисты, отельеры, армейские офицеры, и бизнесмены.
Сегодня насчитывается около 400 семей, оставшихся по всему миру, половина из которых живет на Крите. Примерное распределение: около 200 семей в Крит; менее 20 в Хиос; менее 20 в других частях Греции. Около 15- в России; около 15 - в США и Канаде, около 8 - в Австралии и менее чем 30 - в остальной Европе.
Некоторых Vlastos стоит упомянуть:
Георгий Vlastos, сын Константин, родившийся 1827 Москва, Россия - умер 1899 Ставрополь. Генерал-губернатор Ставропольской губернии (1865-1875).
Мелетий Vlastos, сын Georgilas, родился 1576 Ретимно - с.1643. Известный проповедник, ученый и педагог. В 1625 году, он был священником в церкви "Панагия Trimartyri" в Кандии на острове Крит. Позже он преподавал в школе Синайского подворья монастыря Святой Екатерины. Кирилл Lucaris (родился в 1572 Кандия, Крит) был одним из многих его известных учеников, который позже стал Патриархом. Во многих греческих сайтах, Мелетий упоминается в качестве Патриарха; однако, он никогда не был Патриархом.
Николай Vlastos, (родившийся около 1430 Ретимно, Крит, Греция - умер с 1500 Венеции). Он был официально " администратор Notara недвижимости в Венеции". Есть многочисленные комментарии о его профессии и то, что он сделал и не сделал. Следующее заявление, (прямой перевод) может прояснить некоторые вещи:
Etymologicum Магнум "большой Этимологический словарь завершён по милости Бога в Венеции, по заказу знатных и отличных Николая Vlastos Критского; по настоянию самой лучезарной и мудрой Леди Энн, дочери самого почтенного и славного Господина Лукас Notaras, единственного великого князя Константинополя; напечатано с осторожностью и мастерством ученого Захарии Kalliergis Критского, и посвящена греческой букве. 22 августа 1499".
Очевидно, Николай Vlastos финансировал проект по просьбе Энн Notaras, и не был ни печатником, ни "дизайнером". Николай был первый двоюродный брат Йозефа, "Sifis" Vlastos, лидера восстания 1454 года. В 1454 году, Николай, будучи близким родственником "Sifis", был заключен в тюрьму в течение нескольких лет, и он был спасен, получив полную поддержку Notaras семьи, особенно Анны Notaras. Возможно, они были родственниками.
Егор Иванович Vlastov; (Джордж, сын Иоанниса, Vlastos) родился в 1769 в Ретимно, Крит, Греция - умер 29 января 1837, Россия. Он был одним из первых, чья группа выпустилась в 1790 из греческого курсантского корпуса, основанного в 1775 году по указу "Екатерины II Великой", императрицы России, в Санкт-Петербурге, как филиал России курсантский 2-й корп, который инициировал граф Алексей Орлов. Курсантами были дети из знатных греческих семей или сироты (родители которых убиты турками), родом из материковой Греции и островов. Дети были перевезены в Санкт-Петербург на флот графа Орлова и вице-адмирала А. в. Elmanov.
Г-Л е. И. Vlastov - это имя как один из героев Отечественной войны 1812 года, является выгравированным на стене Христа Спасителя в Москве. Vlastov был награжден орденом Св. Георгия у 3 класса; Св. Анны 1 класса, Св. Владимира 2 класса. Сегодня в Kniagevo, в доме, где жил Vlastov, есть школа и ее ученики тщательно защищают гробницу героя.
Катерина Vlastos, родилась в 1605 году, была первой женой князя Георгия, семьи Патриарха Ghyka. Ее происхождение было либо с Крита, или из Константинополя.
Список некоторых браков Vlastos:
Андроник Vlastos и Mariora Ghyka, сестра принца Григория II Ghyka
Statarul, "Arapaki"Vlastos и Смарагда Ghika, дочь Григория II Ghyka.
Sigura Vlastos вышла замуж за графа Chrystoforo Kapnisis
Мария Vlastos вышла замуж за Великого Логофето Константино Kantakouzenos
Барон Григорий Vlastos женился на принцессе Баласа Kantakouzenos
Григорий Vlastos (первый муж) и Sevasti Callimachi, дочь князя Иоана Callimachi, прародительница Аспасия Манос, Королева Греции. Sevasti Callimachi была мать Марии Soutzo мать Sevasti Argyropoulos мать Thrassyvoulos Манос отца Петроса Маноса отец Аспазии Манос Королева Греции. (вышеизложенный текст неясен, но это перевод)
Кассандра Vlastos и Никола Caradja
Энтони Властос женился на Тарсусе Zarifis (1860-1919)
Костия Властос женился на Людмиле де Нитти (1899-1989)
Из рода Власто:
Крис Vlasto (род. 1966), американский телепродюсер
Доминик Vlasto (род. 1946), французский политик
Джеймс С. Vlasto (род. 1934) пресс-секретарь губернатора Хью л. Кэри в Нью-Йорке
Джордж С. Vlasto (1928-2014) доцент кафедры физиологии и Нейробиологии, Университет Коннектикута
Алексис (Питер) Vlasto (1915-2000) - Славянский ученый Кембриджского университета
Григорий Vlastos (1907-1992) философии в Принстоне
Джули Vlasto (1903-1985), французский теннисист
Солон г. Vlasto (1903-1998) издатель Атлантиды газета
Костя Vlastos (1883-1967) банкир и журналист войны
Дмитриевский Ю. Vlasto (1869-1944)- основатель «Атлантиды» (газета)
Солон Stylien Ж. Vlasto (1852-1927) основатель «Атлантиды» (газета)
Эрнеста-Михель Vlasto (1848-1894)- заслуженный инженер
Жан С. Vlasto (1814-1869) - педагог и писатель
Syphis Vlasto АР. 15-я – лидер сопротивления, Крит
Николя Vlasto АР. 15-я – Пионер принтера Венеции
Мелетий Vlastos (1576-1643) - известный проповедник, ученый и педагог.
Итак… Братья Власто действительно существовали, и это не выдумка Петра Аристарховича Мавродиади.
Исследователи генеалогии Власто составили грандиозно большой список потомков (весь род займёт много листов данной книги, а потому мы их здесь печатать не станем). Скажем только, что среди потомков, есть много породнившихся с фамилиями Маврокордато и Мавроианни. Возможно, эти фамилии родственны и нам.
Возможно также и то, что какие-то наши предки – арабы, мавры, турки, которые, потерпев крушение на берегах Крита, обосновались там и породнились с коренным населением, обретя фамилию «Мавродиади». К тому же, мы знаем из истории, что война с Османской Империей велась издревле.
Как бы там ни было, но уже доподлинно известно, что предки наши жили, а параллельные ветви рода Мавродиади живут и поныне, в Греции на острове Крит.
Иван (Иоанн)
Мавродиади
О Мавродиади мы почерпнули много информации из книги Аристарха Мавродиади, который в 1876 году путешествовал по родным местам и встречался с родными.
Конец XVIII века:
Вполне очевидно, что отец Иоанна Мавродиади был рождён ближе к концу XVIII века. Известно также, что он был зарублен турками в одной из долин Малевизи. Там же он был по обычаю зарыт. Дети, впоследствии, как полагается по греческим обрядовым традициям, пытались найти (отрыть) кости, чтобы промыть их и захоронить вторично*, но найти останки отца так и не смогли, хотя место его захоронения знали точно.
Об отце Иоанна известно также, что семья старалась дать своим детям хорошее образование, они были людьми культурными и глубоко религиозными.
У него была большая семья, много детей. Кроме самого Иоанна, из известных нам, брат Иоанна (имя не упомянуто), который продолжил дело отца на плантациях в деревне Мони (был очень почтенным человеком, его называли AgioVamqrwpoV, т.е. «святым». Во времена одного из восстаний, он уберёг иконостас, а потом вернул его людям).
________________________________________________
* У православных греков, а также некоторых славянских народов существовал обычай вторичного захоронения — кости покойника изымались, промывались водой и вином и укладывались обратно (или в семейный склеп). Если же труп находили неистлевшим и вздутым, это означало, что при жизни данный человек был грешником и на нём лежит проклятье — выходить ночью из могилы в виде упыря, вампира, вурдалака и губить людей. Таким образом, обряд перемывания косточек был нужен, чтобы убедиться в отсутствии такого заклятья. Сегодня выражение «перемывать косточки» обозначает разбор характера человека.
Этот дядя Аристарха рано овдовел, и много сил вложил в своего сына, но сын этот умер перед свадьбой. У дяди была какая-то болезнь ног, а потому он не мог много ходить и передал торговлю в городе своему зятю. Сам же жил в деревне, где его очень уважали и греки, и турки. Зять же работал в городе, остальные – в деревне Мони округа Малевизи. У этого дяди был свой корабль. Капитан этого корабля – молодой турок, которого вырастил дядя и «сделал его человеком».
Другой брат Иоанна (Николай или Николас) переехал в Новый Эфес, где построил мыльный завод, а рядом с заводом находились плантации (сады). Дядя всё время проводил на мыльном заводе, но работа там не сильно ладилась. Когда-то он промышлял и винными ягодами, и маслом, пока был в этом спрос.
Сразу расскажем о кузенах и кузинах, которых встретил Аристарх в 1876 году, посетив Крит.
В Эфесе жили три кузины Аристарха (дочери дяди Николая). Известен племянник Аристарха - Петраки. В Смирне - друзья дяди Аристарха. В Афины переселился свояк Аристарха.
Когда Аристарх в 1876 году посетил всех своих родных в Эфесе, Афинах и Крите, все были чрезвычайно добры к нему. Его воспоминания о встрече – очень тёплые. Экскурсию по Эфесу проводил муж племянницы Аристарха. В Эфесе заходил в греческую церковь.
Начало XIX века:
Благодаря воспоминаниям Аристарха Ивановича Мавродиади в статье «отрывок из воспоминаний о путешествии в летнее время 1876 года по Румынии, Сербии и Турции», мы знаем некоторые факты из судьбы Иоанна Мавродиади и его братьев.
Нам известно, что Иоанн в 12 лет последовал за своим учителем в Смирну, чтобы продолжить там обучение (потому что на Крите его учителю грозила смерть от турков). Там Иоанн поступил в училище (судя по всему, в философскую гимназию) знаменитого Иконома*, написавшего сочинение о сродстве славянского языка с греческим.
Итак…, мы знаем теперь, что в Смирне Константин Икономос находился 10 лет – с 1809 по 1819гг., знаем также, что директором «Филологической гимназии» Икономос стал с 1813 года. Это нам помогает предположить, что Иоанн Мавродиади прибыл на учение в Смирну, вероятнее всего, в промежутке с 1813 по 1819гг. И мы знаем также, что Иоанну тогда было 12 лет.
Надо сказать, что учёба в Смирне у Иоанна не задалась… Дело в том, что там жил дядя, который стал его приобщать к торговле, и «увёл» от учения. Спустя несколько лет, Иоанн уже сам стал торговать… Вопреки желанию родителей, чтобы сын продолжил обучение, Иоанн провёл самостоятельную сделку, в которой ему не повезло, и ситуация сложилась так, что он уже не мог вернуться ни к дяде в Смирну, ни к родителям, против которых он бросил учение.
Судя по всему, сделка была совершена именно в Турции, куда, вероятно, Иоанн приехал по поручению дяди. Иоанн был слишком мал тогда и растерян…
Услышав о России, он решил отправиться именно туда – без средств, пешком… Спустя несколько дней пути, его ноги были полностью истёрты и опухли так, что он уже не мог передвигаться, а потому свалился у ворот одной гостиницы. Иоанну посчастливилось встретить доброго старого турка, который посочувствовал положению мальчика, и оставил его у себя до выздоровления, да и в путь дал средства.
Таким образом, Иоанн добрался до пристани, сел на корабль и приплыл в Одессу, где и обосновался. Спустя годы и невзгоды, он достиг неплохого благосостояния, но греческое восстание заставило его пожертвовать своим достатком, и поступить в отряд чёрных, у которых на шапках были вышиты слова «смерть или свобода».
Мы знаем, что он был ранен в битве близ Скулян, а это значит, что Иоанн участвовал в битве при Скулени*.
Следует упомянуть, что возраст его, судя по всему, на момент сражения, был мал. Если предположить, что в промежутке с 1813 по 1819 гг. Иоанну было 12 лет, и скорее всего, в Смирну он прибыл ближе к 1813 году (учитывая, что нам известен от Аристарха тот факт, что в Смирне он жил ни один год, да и обосновавшись в Одессе, Иоанн смог спустя годы достичь приличного благосостояния…, а значит, прошло как минимум несколько лет… ), то в сражении у Скулени в 1821 году ему было примерно 17-20 лет.
Иоанну повезло… Он не погиб, а был ранен, после чего перевезён в Бессарабию, Теленешты*, где остался жить на постоянной основе, и обосновавшись там, создал семью… Купец г. Теленешты Иоанн Мавродиади упомянут в Молдаванской энциклопедии как отец Аристарха.
Возможно, что жена Иоанна была румынкой, с которой он познакомился после ранения. Мы знаем лишь, что она (по воспоминаниям их сына, Аристарха) была похоронена в той части Бессарабии, которая отошла Румынии (это Хуши у реки Прут). Иоанн сделал всё, чтобы почтить её помять – за определённые услуги он похоронил её в церковной ограде и и оставил деньги священнику, чтобы за могилой следили.
Иоанн до конца жизни мечтал вновь побывать на родине своей – Греции, острове Крит. От доли своей на плантациях он отказался, но дети его имеют право на землю, а потому Аристарху родные периодически присылали в Россию прибыль натурой.
Возможно, что сведения об Иоанне ещё можно найти в Греции.
Кроме Аристарха, потомки Иоанна нам неизвестны, но в книге Беляева «Старая крепость» есть упоминание некого полугрека-полутурка адвоката Мавродиади. Его описание не самое приятное, но, тем не менее, это может быть и прототип брата Аристарха. К тому же, писатель Беляев (1909—1990) родился в Каменец-Подольске, где в своё время работал и Аристарх. Возможно, были какие-то воспоминания отца Беляева о каком-то Мавродиади (может и брате Аристарха).
Выдержки из книги:«Все кавалеры «чарльстонили» в узеньких и куцых брючках. Было боязно, как бы эти клетчатые и полосатые штанишки не разлетелись по швам. Зрители быстро смекнули, кого изображал актер с пробором, расчесанным посреди седоватых и прилизанных волос. Его одели в кремовые брюки и серый пиджачок, а лицо покрыли густым слоем пудры для загара, перемешанной с тавотом. Лицо танцующего седого кавалера прямо лоснилось, смуглое, как у индейца, а на руке он небрежно держал самшитовую палку с монограммами.
Вне всякого сомнения, это была копия адвоката Мавродиади. Полугрек, полутурок, неизвестно какими ветрами прибитый к берегам Таврии, он появлялся в установленный час на шумном проспекте и не одну пару подметок стоптал на его асфальте. Зимой он сидел где-то в своей юридической консультации, копил деньги и давал советы частникам, как ускользнуть от больших налогов, высуживал наследство всяким тетушкам-салопницам, а с наступлением весны, как только в городе появлялись первые курортники, выползал на проспект. Он знакомился на проспекте с молоденькими приезжими девушками, гадал им по руке и на картах, ходил с ними на пляж и до сумерек лежал там у самой воды в красной феске с черненькой кисточкой. С наступлением вечера он, сделав несколько туров по проспекту, важно шел, постукивая палкой, в салон, целовал руку Рогаль-Пионтковской и танцевал до полуночи. Но что было опаснее всего: этому стареющему пошляку нравилось быть в окружении молодежи.
Мы надеялись, что клиентура Мавродиади после этого вечера значительно уменьшится, ибо самый лучший способ разоблачить пошляка и жулика — это высмеять его публично.
Все мелкие, ничтожные страсти прорывались в танцорах во время этого замешательства. Из чопорных и надутых они делались суетливыми и сварливыми, толкали один другого, бранились. Адвокату Мавродиади наступили на ногу. Продолжая танцевать, он грозил обидчику палкой.
Одна за другой девицы на высоких каблуках стали все чаще и чаще поглядывать на ноги. Страдальческие гримасы появлялись на их лицах. Исподтишка, в танце, они прикасались руками к туфлям, стараясь хоть этим немного уменьшить боль в пальцах.»