Зороастризм
|
|
soundsoul-aum | Дата: Среда, 31.05.2017, 08:20 | Сообщение # 1 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 962
Статус: Оффлайн
| Зороастризм — древнее пророческое вероучение, в основе которого — зороастрийские гимны Гаты, которые дошли до нас в составе Авесты — священного зороастрийского канона.
Пророчество заключается в том, что существует два исконных выбора: благой и злой, которые появились Заратуштре в одном из видений, как Спэнта-Майнью («Дух Святой») и его противник — Анхра-Майнью («Злой дух»), который также был с самого начала, но вполне злой и жестокий.
Все, что происходит в мире, происходит согласно одной из этих причин. Между ними идет постоянная непримиримая борьба. Человек самостоятельно должен выбрать, на какой стороне он находится. От этого выбора зависит его дальнейшая судьба. Эта религия имеет несколько названий:
зороастризм — по имени ее легендарного основателя — пророка Зороастры или Заратуштры; маздаизм — от имени Ахурамазды — главного божества, олицетворяющего мир, добро, истину, жизнь, и божества, борется с Анхра-Майнью — обладателем тьмы, зла, лжи и смерти; магизм — жрецы ее являются выходцами из племени магов; религия Авесты — от названия сборника священных книг; огнепоклонничество — в связи с особым культовым почитанием огня; митраизм — от бога-спасителя Митры; парсизм — современная форма зороастризма, последователи которого сейчас живут в Мумбаи (Индия).
|
|
| |
soundsoul-aum | Дата: Среда, 31.05.2017, 08:21 | Сообщение # 2 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 962
Статус: Оффлайн
| Сотворение мира Барельеф с изображением Митры, сасанидского царя Шапура II и Ахура Мазды
Согласно учению Заратуштры, Ахура Мазда (Господь мудрости) был верховным божеством, единственным несотворенным создателем всего доброго и благого, мудрым и всезнающим, праведным, перед которым все равны. Ахура Мазда (Ахурамазду) совершил акт творения в двух шагах. Сначала все созданное им было свободным от бренной оболочки, а затем Ахурамазду предоставил всем сущим материальный вид. Этот этап называется «Созданием основы». В своей мудрости Ахура Мазда, знал о существовании противника — Ангра Майнью и для того, чтобы сделать его бессильным, он создал материальный мир. Сначала Ахура-Мазда создал с помощью Святого Духа (Спэнта-Майнью) шесть Амеша Спента — «Бессмертных Святых», которые в той или иной степени является эманациями самого Ахура-Мазды. Слово «спента», в самой своей основе означает «владеющий силой», а в отношении к благим божеств — «помощь, обладающий силой». Именно их Заратуштра увидел в своем первом видении. Они вместе с Ахура-Мазда сотворили семь творений, которые образовали мир. Это: Огонь, Вода. Земля, Воздух, Растения, Животные и Человек
Шесть Бессмертных святых появляются, как атрибуты самого Ахура-Мазды. Со своей стороны, Он может наделить людей этими весомыми духовными и нравственными качествами. Для каждого человека, в том числе и для самого пророка, тем Бессмертным святым, что указывает путь к другим, является Воху-Мана («Благой помысел, Понимание»). Ближайший его Союзник — это Аша-Вахишта («Лучшая праведность, Истина»), божество, отражает мощный закон истины-аша. Затем идут Спэнта-Армаити («Святое благочесття») и Хшатра-Ваирйа («Желанная власть, Милосердие»), что олицетворяет собой силу, которую каждый человек проявить, стремясь к праведной жизни. Заключительная пара — это Хаурватат («Целостность, Здоровье») и Амеретат («Бессмертие, Радость»). Они дарят вечную жизнь и процветание. Подробнее: http://cyclowiki.org/wiki/
|
|
| |
soundsoul-aum | Дата: Среда, 31.05.2017, 08:32 | Сообщение # 3 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 962
Статус: Оффлайн
| Появление в мире противника
Ангра-Майнью лишен любых творческих способностей. После его вторжения в мир, созданным Ахура Мазда, стало известно, что мир будет существовать до тех пор, пока Ангра-Майнью навсегда не станет бессильным. Тогда в мире состоится Воспроизведение — Фраша Керетти, и наступят идеальные сутки.
Задача человека в мире
Зороастрийская вера учит тому, что человек получает свое земное существование ради воплощения своих особых задач, по укреплению правды и уничтожения зла. Поэтому каждый человек должен следовать этической триаде — Добрых мыслей, добрых слов, и добрых дел.
С помощью Даэн — одновременно и души, и совести, человек может общаться с Творцом. На помощь человеку в борьбе с силами зла приходят связать — «достойные почитания», такие как Митра — договор, Айриман — дружба, Сраоша — послушание, Хварно — счастье, и другие.
При жизни человек должен сделать как можно больше добрых поступков, благодаря чему решится ее дальнейшая судьба.
Богом договора и защитником порядке «Авеста» называет Митра, который карает людей за ложь и преступления. Сурового наказания заслуживали люди, которые нанесли кому-либо побоев или увечья, а за убийство человека преступник карается смертной казнью. Жестко преследовались такие преступления, как кража имущества и скота, невозврат долгов, что приравнивалось к краже. За деяния, направленные против личности и преступления экономического характера предписывалось избиение плетьми. Особенно регулировались общественные и семейные отношения. Нарушение договора между членами семьи считалось клятвопреступлением. Как свидетельствует «Авеста», «пятидесятикратный договор между мужем и женой; восьмидесятикратный между зятем и тестем; девяностократный между двумя братьями, стократный договор между отцом и сыном». Непослушание старшим заслуживало осуждения, а иногда и наказания. Например, если сын поднимал руку на отца, это считалось достаточно серьезным преступлением, наказывался телесными наказаниями.
Захоронение
Зороастризм имеет очень специфический обряд захоронения: труп умерших вмещает на специальных башнях молчания на растерзание хищным птицам, потому что кремация и похороны в землю или воду считаются осквернением огня, земли и воды.
Судьба человека после смерти
Последователям Ахурамазды Заратуштра обещал посмертное блаженство, а руководствам зла угрожал муками и осуждением на страшном суде, который будет вершить Ахурамазду в конце мира. Согласно преданию зороастрийцев, наступит время, когда бог огня Атар расплавит в горах железо и направит горящую лаву на землю. И каждый человек должен будет перейти через эту огненную реку. Для праведников лава покажется парным молоком, а грешники сгорят в огне. Огненный поток провалится сквозь землю, уничтожит ад, Ахримана и все злые силы. На земле наступит рай, восторжествует добро и справедливость, человек не будет знать болезней, она станет бессмертной.
После смерти человек становится на Мост Чинват, который связывает место предыдущего существования с Гарозманом. На встречу человеку идет его Даэн. И тот, кто в жизни был праведным, видит в ней очаровательную девушку, которая помогает человеку добраться до неба. А тот, кто за свою жизнь более грешил увидит свою Даэн, как страшную ведьму, которая потянет его к самому Ангра имущество в ад, и тот скажет грешному: «Как же ты недоволен своим Творцом, что решил встретиться со мной!» и нанесет ему адских мук.
Заратуштра
Заратуштра (Заратустра, Зороастр) — пророк и реформатор древнеиранской веры. Жил в восточном Иране примерно между ХII и первой половиной VI в до н. э. Основатель зороастризма. Составил древнейшую часть Авесты — Гату. Согласно учению зороастрийцев, он единственный пророк Ахура Мазды, принесший людям благую веру и заложивший основы нравственного развития. По преданию, когда Заратуштре исполнилось 30 лет, он был осенен истинной верой. Его откровения и составили «Авесту». В источниках описывается как идеальный священник, воин и скотовод, образцовый глава и покровитель людей всего мира.
Авеста — священная книга зороастризма и его представителей, последователей Заратуштры. В Авесте собраны разновременные тексты, состоявшие в зороастрийской общине в архаичный период древнеиранская языке, теперь называется «авестийским». Даже после появления в Иране письменности, тексты книги передавались в основном в устной форме. Хранителями текста выступали зороастрийские священники. Известная традиция записи появилась лишь при поздних Сасанидах, когда в V—VI вв. для записи книги был изобретен специальный фонетический авестийский алфавит.
Структура «Авесты» напоминает структуру любой священной книги. В основе ее лежат написанные якобы самим Заратуштрой пруди (от gatta — песня), молитвы, которые очевидно, произносились речитативом и имеют силлабической структуру. Это была комбинация стихов и прозы, что обосновывали религиозную проповедь (прозаические фрагменты утрачены). Подобные структуры свойственны архаической поэзии вообще (см. Библейскую Книгу Иова). Гаты образуют основу Ясны, книги молитв, которая вместе с книгой Вендидад и Висперед) легла в основу первой редакции «Авесты». Эта кодификация является собственно «требник», собрание молитв для культовой цели, причем центром культа было потребление молящими пьянящей хаомы, в общем осуждено Заратуштрой. Две же последние книги является изложением дидактически-правовых норм. Этот комплекс написано «авестийским» (древне-иранской) языке. Он принадлежит к эпохе Аршакиды (1-3 ст. н. э.). Неизвестно точно, когда жил Заратуштра (с IX по VI в. до н. э.), Но здесь отражено реалии Древнего Ирана первой половины I тысячелетия до н. э.
|
|
| |
soundsoul-aum | Дата: Среда, 31.05.2017, 08:35 | Сообщение # 4 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 962
Статус: Оффлайн
| Главным нательным символом приверженца учения Заратуштры была нижняя белая рубашка Седр, сшитая из одного куска хлопчатобумажной ткани, всегда имела ровно 9 швов, и средства — тонкий пояс, сплетенный из 72 нитей белой овечьей шерсти. Средства носится на талии обернутый трижды и завязанный на 4 узла. Начиная молитву, перед любой важным делом или принятием решения зороастриец совершает омовение и перевязывает свой пояс (обряд Падьяб-Кошти). Седр символизирует защиту души от зла и соблазнов, ее карман — копилку благодеяний. Средства олицетворяет связь с Ахура Маздой и всем его творением. Считается, что человек, регулярно связывая пояс, имеет связь со всеми зороастрийцами мира и получает свою долю от их благодеяний.
Ношение священной одежды является обязанностью заратуштрийца. Седр и кошти необходимо постоянно поддерживать в состоянии чистоты. Допускается наличие сменного комплекта, на случай, если первый постиранную. При постоянном ношении Седр и кошти их принято менять два раза в год — на Новруз и праздник Мехрган.
Другим символом зороастризма является огонь вообще и аташдан — переносной (в виде сосуда) или стационарный (в виде платформы) огненный алтарь. На таких алтарях поддерживают священные огни зороастризма. Эта символика получила особое распространение в искусстве Сасанидской империи. В древности «горючий воздух» — природный газ с вулканических трещин, собирали с помощью тростниковых трубочек в кожаные мехи и на вьючных животных или морских судах перевозили в страны, население которых исповедовало зороастризм.
Популярным символом также стал фаравахар, человеческий образ в крылатом круге с наскальных Рельф Ахеменидов. Зороастрийцы традиционно не признают его образом Ахура Мазды, а считают его изображением фраваши.
Важное символическое значением для зороастрийцев имеет белый цвет — цвет чистоты и доброты, а во многих обрядах также зеленый цвет — символ процветания и возрождения.
|
|
| |
soundsoul-aum | Дата: Среда, 31.05.2017, 08:47 | Сообщение # 5 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 962
Статус: Оффлайн
| СОКРОВИЩНИЦЫ ИСТОРИИ
В пантеоне зороастрийцев было несколько богов и две богини. Хумо в образе красивой птицы приносила счастье, удачу и богатство. Тело, крылья и голова ее, по сказаниям, были из золота, серебра и драгоценных камней. Люди верили, что птицу эту нельзя было увидеть, но если на кого-то упадет ее тень, человек будет счастлив и богат.
А Анахита дарила благоденствие, воплощала животворные силы природы. Одной из ее функций была забота о продолжении человеческого рода. Она всегда изображалась облаченной в длинное платье, с покрывалом, драпирующим фигуру. В руках держала символы плодородия: цветы, плоды и злаки.
Множество терракотовых статуэток богини Анахиты было найдено в Хорезме (Кой-Крылган-кала), в Бухаре, Самарканде. Интересно, что в Самарканде богиня всегда изображалась молодой, а в Бухаре - в более зрелом возрасте. Терракотовые фигурки Анахиты были найдены в 1941 году Самаркандской археологической экспедицией Юбилейного комитете Навои - в шурфе у мавзолея Биби-ханым под полом склепа в слоях первых веков новой эры. Наиболее ранние из них отмечены влиянием эллинистического искусства, а более поздние выполнены с учетом местных особенностей. А вот женские фигурки с Афрасиаба имеют особенные, характерные лишь для этого района, детали костюма, головных уборов, атрибутики, черт лица. В руках у богини - тюльпан или плод граната, иногда у ног ее - младенец.
Каждое божество обычно сопровождалось животными. Птицей, посвященной Анахите, был голубь. В первых веках новой эры в Хорезме изготовляли оссуарии (сосуды, куда помещались очищенные кости покойного), на крышках которых изображалась эта парящая птица.
Исследователи "Авесты" объясняют имя Заратуштры как обладающего золотистыми верблюдами. В росписях дворца в Варахше (Бухарская область) крылатый верблюд, поддерживающий царственный трон, служил украшением престола. Изображения образа верблюда имеются и на многих монетах Бухары IV-VIII веков.
По сведениям историка Наршахи (Х в.), на базаре Мах в Бухаре находился храм идолопоклонников, где впоследствии продавались фигурки священных двугорбых верблюдов.
В Самаркандском музее и Эрмитаже хранятся терракотовые плитки с Афрасиаба, которые изображают юношу в венце под аркой, держащего в левой руке птицу. Фрагмент похожей плитки был найден и на городище Челек под Самаркандом. Ученые считают, что здесь находился храм, посвященный божеству яркой звезды Тиштрии (Сириусу). В согдийском календаре ему был посвящен тринадцатый день месяца. Борьба Тиштрии с демоном Апоша олицетворяет две силы в природе: благо дождя и зло засухи.
На одном из фрагментов оссуария, хранящегося в Музее истории Узбекистана, изображен Рашну с весами, которые "не уклоняются ни на волос в угоду какому-нибудь человеку". К Рашну направляется другая фигура с курильницей в руках, ведущая за собой уже отмолившуюся душу.
В V-VIII веках зороастризм оставался основной религией в Согде, Хорезме, Фергане. Сохранившаяся настенная живопись, выявленная археологическими раскопками, передает различные мифологические сюжеты. Всемирную известность получили росписи, открытые в процессе археологического изучения городища Варахша под руководством чл.-корр. АН Узбекистана В.А.Шишкина. Росписи украшали стены парадных залов монументального дворца местных правителей. Здесь были найдены живописные композиции батальных и охотничьих сцен, животных. Многие из них имеют ритуальное, религиозное значение. Такова сцена борьбы всадников, восседающих на слонах, с фантастическими животными. Предполагается, что она тоже навеяна господствовавшими представлениями о борьбе доброго и злого начал.
В каждом селе и городе обязательно имелись специально отведенные места, где сохранялся священный огонь. Ему были посвящены и огромные храмы. Уникальные "Дома огня" были обнаружены археологами Узбекистана на городище Джаркутан, при раскопках памятников Джанбаскала в Хорезме, Сарытепа в районе Чимкурганского водохранилища, городища Канка в Аккурганском районе Ташкентской области, городища Ер-Курган на юге республики… Одним из самых выдающихся пямятников архитектуры зороастризма является монументальный храм Кой-Крылган-кала (неподалеку от села Турткуль, Каракалпакия) - с восемью помещениями нижнего этажа, предназначенными для культовых целей, с башнями и двойным кольцом крепостных стен. Ученые установили, что здесь не только совершались ритуальные действа, но и велись наблюдения за солнцем и другими светилами.
|
|
| |